Загадки днепровских порогов

0
315

Восьмое чудо природы в ХХ веке ушло под воду, не будучи толком ни исследовано, ни картографировано

О красоте символа Украины – Днепра, поговорить о котором дал повод Международный день рек, написаны тома, но, как признают многие, куда большей красотой река обладала, когда на ее просторе возводились живописные пороги, называемые восьмым чудом природы.

На удивление, точная карта их расположения так и не была составлена, хотя пороги описывал еще Константин Багрянородный в Х веке. Восьмое чудо природы в ХХ веке ушло под воду, не будучи толком ни исследовано, ни картографировано. Перед запуском Днепрогэса, правда, Яворницкий добился разрешения на раскопки, которые продолжались четыре года. Во время их проведения было извлечено 10 тысяч экспонатов, но во время Великой Отечественной войны почти все они были увезены фашистами в Германию. И лишь малые крохи перепали днепропетровскому историческому музею.



Экстремальный туризм



В мемориальном доме-музее имени Дмитрия Яворницкого хранится уникальный, единственный в своем роде альбом Днепровские пороги. Выпущен он в 1928 году Дмитрием Ивановичем и с тех пор ни разу не переиздавался (хотя к юбилею области мог бы). Об истории его создания рассказал старший научный сотрудник дома-музея Виктор Екшов. В начале ХХ века Яворницкий придумал своеобразный тур выходного дня. В субботу люди, в основном интеллигенция, собирались у Монастырского острова и на лодках в сопровождении лоцманов и самого академика отправлялись в путь до самой Хортицы, испытывая на себе всю прелесть перехода через пороги. Ночевали в каком-нибудь селе, а назад возвращались на лошадях. В числе таких экстремальных путешественников перебывали многие знаменитости той эпохи, в том числе Леся Украинка. Фотографии с этих прогулок и собраны в альбоме Днепровские пороги.



По традиции, чтобы стать настоящим казаком, следовало преодолеть 9 порогов. Впрочем, сколько их было на самом деле, неизвестно. Яворницкий называл цифру 11. Говорили о 12 и даже 13 порогах, каждый из которых окружали легенды.



Пороговые мифы



Писатель Валерий Ластовченко, в прошлом музыкант, долгое время собирал пороговые мифы. Упоминания о них не так часты, как ожидалось. О четырех порогах упоминает Иван Шаповал в раритетной книге В поисках сокровищ, о семи А. Сахаров и С.Троицкий в брошюре Голоса истории, о десяти Михаил Шатров в книге Город на трех холмах.



Наиболее интересную легенду Валерий нашел в газете&hellip, Днепр вечерний за 1983 год, изложенную днепродзержинцем В. Кунцером. Согласно ей, в 1453 году турки при взятии Константинополя захватили во дворце византийских императоров две статуи золотых коней. Из одной начеканили монеты, а вторую, в свою очередь, в 1575 году захватили запорожцы при взятии ханского дворца. При возвращении на Сечь лодка со статуей перевернулась, и коня прибило к одному из днепровских порогов. Искать его никто и не думал из-за глинистого дна и большой протяженности порогов (70-80 км).



– Согласно другой легенде, – продолжает Ластовченко, – порог Звонецкий получил свое название из-за того, что во время своего вояжа по Днепру в 1787 году Екатерина ІІ обронила там свое ожерелье из золотых колокольчиков, и с того времени они постоянно звенят. Сурской порог назван из-за впадающей в этом месте реки Сура. А вот четвертый порог называется Лоханным или Лоханским потому, что вода в местах большого скопления камней и своеобразного расположения на одной плоскости застаивается, и они напоминают лоханки деревянные корыта для кормежки домашнего скота.



У порога Стрельчий, тонкие струи возле которого походили на быстро летящие стрелы, по одной из версий, в середине Х века нашел свою гибель от рук печенегов князь Святослав, из черепа которого хан Курий якобы сделал себе чашу. А Будиловский порог назвали так потому, что, согласно преданию, он являлся своеобразным маяком.



– У казаков здесь был аванпост с башней-вышкой, на которой дозорные при приближении неприятеля зажигали огонь. Увидев его, дозорные береговые зажигали свой огонь, сообщая тем самым известие следующим дозорным. Так по цепочке сигнал доходил до основного стана, и врагам не удавалось застать казаков врасплох. Отсюда и название Будило, потому что порог как бы будил казаков, – поясняет писатель. Были еще пороги Старокодацкий (до возведения крепости Кодак именуемый Не спи), Аишный, Вильный, Явленный. Другие называют Кипящий, Малый, Заводь. Но где они располагались, непонятно.



Самый же большой ужас наводил Ненасытец (или Дед), уносивший каждый год немало человеческих жизней. Его рев был слышен за несколько километров.



– Длиною он был более двух километров, ниспадал двенадцатью грядами, почти весь был покрыт водяной пеной, а зимой не замерзал, – описывает его Валерий Иванович. – Местные жители говорили, что он никогда не насытится.



– Это единственный порог, который при возведении в 1932 году плотины пришлось по решению властей разрушить, чтобы его макушка не торчала над водой. Остальные пороги остались под водой в своем неизменном виде, – уточнил Виктор Екшов. Так что если воду слить, думаю, увидим почти ту же картину, которая потрясала воображение людей вплоть до 7 ноября 1932 года (когда был запущен Днепрогэс). А в таком виде Днепр, безусловно, стал бы лучшей в мире рекреацией.

ЛИШІТЬ ВІДПОВІДЬ

Please enter your comment!
Please enter your name here