Медицина остро нуждается в реформировании

0
19

Медицина остро нуждается в реформированииНаши больницы и врачи буквально опустошают бюджет Днепропетровска. При этом сделать медицину по-настоящему бесплатной эти деньги все равно не могут.



Много, но не хватает



В Днепропетровске 43 лечебных учреждения: это и больницы-стационары, и поликлиники взрослые и детские, и родильные дома. В них трудятся более 17 тысяч человек медперсонала. Все эти учреждения бесплатной медицины теоретически должны финансироваться из государственного бюджета, который делегирует городу полномочия по содержанию медицины и соответствующие деньги. Но Днепропетровску, который имеет лишние медицинские учреждения, приходится доплачивать за эту роскошь из своего бюджета.



Сумму, выделяемую на каждый город из госбюджета, рассчитывает Министерство здравоохранения.

– Минфин по формулам просчитывает, сколько нужно медиков, больничных коек, поликлиник на каждого жителя, и по результатам этого подсчета осуществляет финансирование конкретной территории, – пояснила Горожанину замначальника департамента здравоохранения горсовета Елена Луговая. – Для Днепропетровска по формульному расчету министерства было насчитано более 400 миллионов гривен на финансирование городской медицины. Этого катастрофически не хватает. Для того чтобы обеспечить деятельность отрасли, городской бюджет увеличил финансирование на 26% – это 121,3 миллиона гривен. В общем, сумма, выделенная на отрасль в этом году, составила 582,7 миллиона гривен.



Из этих, на первый взгляд, гигантских денег 28,5 миллиона идут на закупку медикаментов для стационаров, 11,8 миллиона – на питание в стационарах, 40,5 миллиона – коммунальные платежи медучреждений, 8,3 миллиона – это оборудование и текущие ремонты, 15 миллионов – финансирование отраслевых программ развития, 8,6 миллиона -медикаменты для льготных категорий (ветеранов войны, инвалидов), 2,5 миллиона – бесплатное зубопротезирование льготников.



Но все эти огромные суммы, если их пересчитать на каждого горожанина, на самом деле очень малы. Так, например, на финансирование лечения больного на инфарктной койке составляет всего 10 гривен в день, для тех, кто лежит в больнице с острыми нарушениями мозгового кровообращения (инсульт), – тоже10 гривен, на все остальные койки – намного меньше.



Что же делать? Полностью отдавать весь городской бюджет на здравоохранение? Или сокращать количество коек и больниц? Вопрос, конечно, интересный.



– Отрасль остро нуждается в реформировании, – уверена Елена Луговая. – Хотя нет ни одной страны в мире, где бы государство полностью обеспечивало бесплатное лечение. Но каждая из стран идет по своему пути финансирования медицины.



Версия первая: социальное страхование.



Сейчас в Раде лежит несколько профильных законопроектов, в том числе и о социальном страховании. Суть в том, что должен быть определен процент, который каждый человек будет отчислять со своей зарплаты в этот общий фонд. За счет этого фонда будут финансироваться и программы, и лечебные учреждения.



И когда человек заболеет, его будут лечить за счет денег, накопленных в фонде.



Версия вторая: семейный врач



Реформирование медицины на местном уровне идет уже несколько лет. Еще в 2006 году была разработана программа по развитию семейной медицины. Если очень упрощенно, то ее суть можно определить так: переход от громоздких и затратных больниц и поликлиник в каждом районе к маленьким и экономным амбулаториям первичного приема.



За несколько лет в городе было открыто 6 типовых амбулаторий семейного врача в Ленинском, Самарском (поселок Чапли), Индустриальном, АНД (улица Передовая), Красногвардейском (Краснополье), Бабушкинском (поселок Мирный) районах. Сегодня при них работают еще и женские консультации. Кроме того, уже в этом году открыто 73 участка семейного врача в составе поликлинических отделений города.



– Мы пошли на эксперимент: на базе поликлиник создали участки семейного врача и посмотрели, куда люди будут больше обращаться – к семейному или участковому, – рассказала Елена Луговая. – И увидели, что люди больше обращаются к семейному врачу. Можно с уверенностью сказать: семейная медицина – более качественное, полноценное и с большим охватом ведение пациентов, нежели участковая служба.



Добавим, что семейная медицина еще и экономней. Сегодня 13% населения города уже имеют возможность лечиться у семейных врачей. По нормативам один врач может вести 1800 человек, а это примерно 600 семей. Для сравнения, в США и Европе семейный врач обслуживает от 1200 до 1500 человек (520 семей). Все развитые страны давно и успешно пользуются услугами семейных врачей.



– Семейный врач комплексно подходит к проблеме лечения, он видит ситуацию изнутри, – пояснила Елена Луговая. – Он живет проблемами семьи, знает взаимоотношения в семье, знает, как человек рос и развивался с детства, какие у него есть наследственные факторы, могущие привести к болезням.

Большая доля работы семейного врача – профилактика. Он может подсказать, как вакцинироваться, какие препараты принимать перед сезонными заболеваниями, что человеку надо предусмотреть перед поездкой в отпуск. Ведь все болезни индивидуальны, и, несмотря на стандартизованное описание, каждый человек болеет по-своему. И только семейный врач может разобраться, что в данном конкретном случае порекомендовать своему пациенту.



А если у человека есть какие-то острые патологии, то семейный врач не будет этим заниматься. Зато он своевременно выявит симптомы и направит своего пациента в специализированное отделение. Семейный врач знает, где есть стационарная база для лечения острых хирургических заболеваний, куда надо класть пациента при обострении хронических заболеваний.



В 2010 году городские власти будут продолжать открывать участки семейного врача как на базе больших поликлиник, так и на базе филиалов поликлиник – там, где работает несколько терапевтов и по часам ходят консультировать узкие специалисты



– Строить новые больницы не будем, их и так хватает, а существующие будем превращать в учреждения семейной медицины, – пояснила стратегию города Елена Луговая.



Кстати, горздрав сейчас договаривается с Медакадемией, чтобы те разово переучили участковых врачей на семейных.



– Планируем обучить специалистов прямо на рабочих местах, – рассказала Елена Луговая.



Правда, законодательство нужно тоже менять, чтобы врачи хотели работать врачами. Смешно сказать, но ставка участкового составляет сегодня 1000 гривен. А заработная плата семейного врача должна быть хотя бы на 30% больше – 1300 гривен.



Если переход от затратной гигантомании советской медицины получится, то может быть именно в таком переходе и найдутся резервы для того, чтобы медицина была качественной, а медики не голодали.

Юлия Рудая, газета

ГОРОЖАНИН

ЛИШІТЬ ВІДПОВІДЬ

Please enter your comment!
Please enter your name here