Дружили два товарища

0
24

5 августа – для нашего края дата особая. В 1940 году в этот день умер историк Дмитрий Яворницкий.

А в 1844 году 5 августа на свет появился художник Илья Репин.

Этих двух выдающихся людей связала тесная дружба. И хотя Илья Ефимович, несмотря на неоднократные приглашения друга, в Екатеринославе так ни разу и не побывал, в творчестве художника город нашел отражение, и, в свою очередь, хранит его раритеты.



Старший научный сотрудник мемориального дома-музея имени Яворницкого Яна Тимошенко, долгие годы собиравшая информацию о великой дружбе историка и живописца, рассказала, что познакомились они в Санкт-Петербурге в начале 1886 года. Год назад Яворницкий вынужден был покинуть Украину из-за обвинений в политической неблагонадежности и в Питере скоро свел знакомство практически со всем бомондом. На вечере, посвященном 25-летию со дня смерти Тараса Шевченко, Илья Репин первым подошел к ставшему известным в столице историку. Оказалось, оба они состояли в петербургском Товариществе помощи бедным украинцам, и оба были выходцами из Харьковской губернии. Днепропетровск хранит следы этой дружбы.



Как запорожцы писали письмо султану



Увлекательный рассказ об истории создания этого шедевра написан в 30-х годах самим Яворницким. Но напечатан был лишь однажды в вышедшей в 1949 году в Москве книге Художественное наследие, том 2. Экземпляр этой книги хранится в библиотеке горной академии Днепропетровска.



Там можно вычитать, как Яворницкий, став консультантом Репина по казацкой части, передал ему в распоряжение привезенную из Екатеринослава коллекцию: жупаны, люльки, люльки-носогрейки, люльки-зубочистки, посуду, графин и даже череп казака (многие из этих предметов попали на картину). Как подбирал Репину натурщиков, которыми стали известные люди того времени. Трое из них оказались екатеринославцами: педагог Константин Белоновский, позировавший для образа полуголого запорожского вояки за столом, Дмитрий Яворницкий, изобразивший писаря, и Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора Его Величества, почетный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. На картине он запечатлен со спины. Алексеев, узнав, что Репина интересует его мощный лысый затылок, наотрез отказывался позировать, ведь остальные персонажи были изображены с лица. Пришлось срисовать родовитый затылок тайком, пока Яворницкий показывал предводителю свою коллекцию монет. Это полотно хранится в Эрмитаже.



Интересно, что картина имела три списка, для которых позировали разные люди. И лишь в роли писаря на всех трех, как установили сотрудники исторического музея, выведен Яворницкий, только в разных возрастах. На картине из Эрмитажа Репин изобразил своего приятеля таким, каким он и был в то время. На петербургском списке писарь чуть старше. А в харьковском варианте Репин попытался представить своего друга в преклонном возрасте. И, что интересно, угадал. Так Яворницкий и выглядел незадолго до смерти.



Переписка



После 1902 года, когда Яворницкий переехал в Екатеринослав, а Репин в Финляндию, друзья больше не виделись, но до самой смерти активно переписывались. Яворницкий давал именитому живописцу советы, желал лебединого века и журавлиного крика. Считают, что именно под его влиянием Репин создал и другие полотна на историческую тему Черноморская вольница, Казаки едут морем за добычей, Гайдамаки и последнюю неоконченную картину Гопак, история создания которой такова. В одном из писем Яворницкий вспомнил, как он вместе с Репиным отплясывал в Петербурге гопак, и на голове Репина смешно прыгали кудряшки. Репин решил претворить приятное воспоминание в жизнь, а Яворницкий из Днепропетровска посылал ему фотографии молодежи, танцующей гопак. Но завершить картину помешала смерть.



Письма от Репина Серафима Дмитриевна, жена Яворницкого, после смерти мужа в 1940 году передала в Киевский институт языковедения. Но в днепропетровском мемориальном доме Яворницкого остались их копии.



Письма же Яворницкого к Репину опубликованы в 4-м выпуске издания Епiстолярна спадщина академiка Д.I. Яворницького (Днепропетровск, 2005 год, стр.191-238).



Рисунки



Логично ожидать, что у друга Репина останется на память много произведений художника. Тем более, что Яворницкий в своих письмах неоднократно просил его о том. Но картины Репина были в большой цене, и живописец разбрасываться ими не спешил. Своему товарищу он выслал лишь альбом с рисунками на украинскую тематику. А за помощь в написании полотна Запорожцы пишут письмо турецкому султану подарил эскиз маслом, высотой больше метра.



Но в Екатеринославе эти подарки не задержались. Оказавшись в затруднительном материальном положении, Яворницкий продал эскиз Третьяковской галерее, о чем потом горько сожалел. Вырученной от продажи суммы хватило на издание третьего тома Истории запорожского казачества.



А альбом с репинскими рисунками после смерти академика и опечатывания его архива забрал Киев. В Днепропетровске остались лишь три рисунка форматом 9 на 12 см, подаренные мастером историку, которые сейчас хранятся в историческом музее.



И еще три рисунка бережет в своих анналах днепропетровский художественный музей. Самый известный из них Пророк (около 1890 года), представляющий иллюстрацию к стихотворению Лермонтова. Два других – семейные. Эти рисунки были куплены в 1925 году на аукционе.



Суперкнига



В мемориальном доме-музее Яворницкого, в кабинете академика, можно увидеть еще два раритета: фотографию Репина начала 90-х годов с дарственной надписью академику и изданную в 1888 году в Петербурге первую фундаментальную книгу Яворницкого Запорожье в остатках старины и преданиях народа. Подарочное издание в сафьяновой обложке, с золоченым срезом, тиснением золотом и в бархатном футляре вышло малым тиражом. А история попавшей в Екатеринослав книги почти детективна. Этот том Яворницкий в свое время подарил помещику Георгию Алексееву в извинение за его позирование для картины, и тот увез книгу в свое имение в селе Котовка Екатеринославской губернии, считавшееся тогда одним из лучших в России (оно фигурировало даже на почтовых открытках). После революции Алексеев эмигрировал, а у Яворницкого остались ключи от его усадьбы.



Волей случая буквально за день до того, как в имение въехали махновцы, он успел вывезти Алексеевский архив, в том числе раритетную книгу, страницы 16-24 второго тома которой украшены специально выполненными для Яворницкого иллюстрациями Репина. К сожалению, в наше время об имении Алексеева напоминают лишь несколько колонн. Зато книга цела и прекрасна.



Картины



В днепропетровском художественном музее хранится огромный портрет кисти Ильи Репина. Изображенный на нем делец уверенно и чуть насмешливо взирает на зрителя. Поговаривают, что в 90-е годы этому портрету приходили помолиться начинающие бизнесмены. Дело в том, что Борис Каминка, которого рисовал Репин, был одним из финансовых магнатов своего времени и своего рода папой олигархов, а еще – масоном, председателем правления Азовско-Донского коммерческого банка, подпитывавшим белое движение (в 1920 году он эмигрировал в Париж). Портрет Б.А. Каминки Репин написал в 1908 году. И это единственное сохранившееся изображение легендарного банкира.



Кстати



3 августа 1900 года из жизни ушел еще один великий художник – передвижник Исаак Левитан, мастер русских пейзажей, певец средней полосы России. Он не бывал в Екатеринославе и ни с кем из его жителей не дружил. Большинство его шедевров хранится в Третьяковке и Русском музее. Но одна картина попала в Днепропетровск. Полотно Ранняя весна Левитан создал за год до своей смерти, в 1899 году. В центре сюжета река, еще несущая остатки льдин. Но деревья уже покрыты зеленым пушком. Эта картина находится в постоянно действующей экспозиции художественного музея.

Dnepr.com

Любовь РОМАНЧУК,

Днепр вечерний

ЛИШІТЬ ВІДПОВІДЬ

Please enter your comment!
Please enter your name here